Выставка Передвижники и импрессионисты. Впечатления и размышления

Выставка Передвижники и импрессионисты

Выставка Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век

Когда впервые услышала о выставке Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век, подскочила от восторга. Художники двух любимых мной направлений на одной выставке. Еще и некоторые постимпрессионисты сверху.

Выставка проходит в залах основного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина до 25 февраля. В ее основе лежит сравнение двух направлений и проведение параллелей в русском и европейском искусстве XIX века.

На деле выставка оказалась маленькой и «ни о чем». Понахватали картины разных художников, и, хотя и можно выделить некоторые параллели, но в целом выставка кажется незаконченной, вымученной, не раскрывающей глубины темы – просто хотя бы потому, что объем выставки не соответствует объему темы. Лучше посмотреть отдельно искусство Европы и Америки XIX – XX веков в Пушкинском музее (отдельное здание) и передвижников в Третьяковской галерее. Так создается более полное и цельное впечатление. Последовательное и логичное.

Что же до сравнения. Оно условно. По большей части художников этих направлений роднит время, уход от академизма и работа с натуры, сама идея передачи реальности такой, какой она предстает перед глазами художника. Интересны же как раз различия.

Меня, вот, портреты заставили задуматься. Не то, чтобы это свежая мысль, но на выставке это больше всего бросалось в глаза и именно это стало наиболее интересным опытом, вынесенным оттуда.

Разница в изображении людей импрессионистами и передвижниками очень интересна, на мой взгляд, и заставляет задуматься.

Пьер Огюст Ренуар, Портрет Жанны Самари

Пьер Огюст Ренуар, Портрет Жанны Самари, 1877. С выставки Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век

Импрессионисты изображали людей как объекты. Переливы света и тени. Взгляд художника отстраненный. Он наблюдает, часто издали. Изображения более плоские, условные, краски более яркие и жизнерадостные – не сложно представить манеру импрессионистов.

В.И. Суриков, Сибирская красавица

В.И. Суриков, Сибирская красавица,1891. С выставки Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век

Русские художники, изображая людей, всегда выделяют лица. И взгляд. Они не хотят наблюдать издалека, они хотят заглянуть глубоко в душу, дойти до сути. Мало где вечно страдающая русская душа выглядит так красиво, как во взглядах с этих картин.

И манера передвижников также сильно отличается – лица объемны, проработаны, цвета глубокие, сдержанные, мрачные.

Наблюдали эту разницу восприятий?

 

(Фото — arts-museum.ru)