Какое мышление необходимо нам для светлого будущего

Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни (Говард Гарднер)

Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни (Говард Гарднер)

Сегодня история про мышление и про будущее – какие типы мышления должно освоить человечество, чтобы выжить и создать хорошее будущее? Этот вопрос разбирается в книге Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни* (Говард Гарднер).

Эта книга захватила меня размышлениями о будущем и о том, как должно измениться отношение людей к себе, миру и другим людям. Эта книга скорее философского толка, чем обучающего, хотя там и приведены принципы развития упоминаемых типов мышления.

Итак, типы мышления, автор выделяет пять самых необходимых: дисциплинарный тип, синтезирующий, креативный, респектологический, этический. Автор говорит, что можно выделить и другие полезные типы мышления, но именно эти, на его взгляд, необходимы человечеству сейчас, и еще более в будущем. Эти типы мышления, как некие принципы нашего мышления, они могут быть свойственны одному человеку как сразу все, так и какие-то из них. Мышление человека может и вовсе не обладать ими. Какие-то типы мышления лучше всего воспитываются с раннего детства, какие в более зрелом возрасте. Автор приводит методики воспитания в себе этих принципов, но еще большее внимание уделяет вопросам образования будущих поколений. Это очень интересно, я люблю читать про систему образования, хотя и не могу объяснить, почему это меня так интересует.

Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни (Говард Гарднер)

Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни (Говард Гарднер)

Дисциплинарный тип мышления заключается в приобретении способов мышления, видения мира, характерных для какой-то дисциплины. Это не прости фактические знания, это понимание предмета, профессии, это умение применить на практики имеющиеся знания. Тут говорится об умении полноценно освоить основные дисциплины (естественные науки, математику, историю и т.д.) и хотя бы одну профессиональную дисциплину. Развитое мышление в базовых науках должно помочь нам ориентироваться в мире, который становится все сложнее. Например, как выбрать наилучшее лечение, не отставать от технического прогресса, видеть взаимосвязи  в обществе.

Данный тип мышления подразумевает продолжение обучения даже после окончания формального образования.

В главе, посвященной дисциплинарному типу мышления, много размышлений об образовании. Думая о будущем, понимаешь, какую важную роль играет образование – ключевую роль. В связи с этим как-то очень печально становится, когда представляешь российское образование, особенно школьное.

Синтезирующий тип мышления заключается в умении синтезировать идеи и информацию из разных источников, на стыке разных дисциплин. Это умение вычленить нужную информацию, чтобы использовать ее на благо себе и других людей.

«Способность связывать воедино информацию из разрозненных источников сегодня жизненно важна. Количество аккумулированных знаний удваивается каждые два-три года. Источники информации обширны, они не похожи друг на друга, и люди ищут между ними связь, пытаются интегрировать их».

Особую роль в мире узкой специализации играет междисциплинарный синтез. Это рассмотрение проблемы с точки зрения разных дисциплин при поиске  ее решения.

Креативный тип мышления – это способность генерировать новые идеи. Творчество является продолжением одной или нескольких дисциплин – новое в дисциплине или на стыке разных областей знаний. Оно требует компетентного окружения, среды, способного оценить инновацию.

Творческий человек тут, это не просто эксперт, это тот, кто может предложить что-то новое в своей области.

А вот это очень интересная мысль:

«Людям, которые сделали фундаментальные открытия в юном возрасте, приходится как-то сохранять свою «детскость», можно сказать, они вынуждены оставаться юными».

«По мере того как ускоряется темп жизни, творческие люди (и общества, которые их ценят) будут искать новые пути – связанные с психологией или физиологией – сохранения моделей мышления, свойственных молодости».

Это и то, что я читала в книге Игра, утверждает меня в мысли, что «детскость», все в большей степени свойственная новым поколениям во взрослом возрасте, обусловлена влиянием времени, таким образом, мы приспосабливаемся к очень быстро меняющемуся миру. Ведь самое гибкое мышление у нас в юности. Думаю, что в будущем эта тенденция усилится.

Респектологический тип мышления – это принятие и уважительное отношение к другим людям и культурам. Такой тип мышления глубже внешней толерантности. В мире, где границы бледнеют, согласитесь, это очень важный тип мышления.

Этический тип мышления предполагает осознание себя как профессионала, члена общества и жителя планеты и последовательное претворение высоких нравственных принципов в этих областях.

Как вы уже могли понять, эта небольшая книжка насыщенна мыслью, которая требует понимания и обдумывания. Мне книга очень понравится, и будет жаль, если она останется незамеченной.

После прочтения у меня остались и грустные мысли – в России эти принципы мышления развиты плохо, особенно беда с респектологическим типом мышления (я говорю в России не потому, что где-то хорошо, а где-то плохо, а лишь потому, что я здесь живу, а в других странах – нет).

Как вы думаете, важны ли эти типы мышления для построения хорошего будущего? Считаете ли вы нужным воспитывать эти типы мышления в детях?

 

* книга предоставлена на рецензирование.