Изучаем игру по книге Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье (Стюарт Браун, Кристофер Воган)

Игра. Стюарт Браун, Кристофер Воган

Книга Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье* (Стюарт Браун, Кристофер Воган) представляет собой разностороннее исследование игры. Что же авторы понимают под «игрой»? В книге «игра» имеет широкий смысл, и авторы выделяют следующие ее свойства: очевидная бесцельность (ею занимаются ради нее самой), добровольность, неотъемлемая привлекательность, свобода от времени, ослабление самосознания, потенциал для импровизации, желание продолжать. «Это захватывающая, бесцельная с виду деятельность, которая доставляет удовольствие и на время лишает осознания себя и чувства времени». Также отмечается, что для игры мы должны чувствовать себя в безопасности.

Книга не несет в себе каких-то практических знаний, по крайней мере, тех, что можно тут же применить в жизни. Но она полна интересных исследований и фактов. У меня не вызывает сомнений, что игра необходима нам по жизни. Но если вы настроены скептически, только задумайтесь: игра помогает формировать и поддерживать здоровые социальные взаимоотношения, способствует креативности и созданию инноваций, игровая терапия используется для лечения депрессий, это сложный и важный биологический процесс, к тому же, это просто делает нас счастливыми.

Игра. Стюарт Браун, Кристофер Воган

Игра. Стюарт Браун, Кристофер Воган

Игра способствует развитию нейронных связей в мозге, благодаря ей мы прорабатываем различные ситуации и взаимодействия в безопасной обстановке.

«Их мозг [людей] может развиваться еще долго после того, как юность закончилась, и игра способствует этому развитию». «У хорошо приспособленного индивида, который находится в безопасности, игра стимулирует нейрогенез всю нашу долгую жизнь». В книге приведено интереснейшее исследование стадий взросления животных и человека и затрагивается очень любопытная тема: людям свойственна некая «моложавость», проявляющаяся в игривости – это застревание в стадии юности, если хотите, которое и обеспечивает эволюционное развитие, способствует развитию цивилизации и искусств. То есть, человеку присуща гибкость, которая свойственна животным лишь в юношеской стадии развития. У этого явления есть обратная сторона, тут приводятся слова психолога Эрика Эриксона: «Человеку свойственно долгое детство, а цивилизованному человеку – еще более долгое. Продолжительное детство делает человека в техническом и умственном отношении виртуозом, но и оставляет в нем пожизненный осадок эмоциональной незрелости». Вот это очень интересно, заставляет задуматься: современный мир развивается быстрыми темпами, все новые технологии, инновации, игра входит в различные типы деятельности и применяется в работе передовых компаний, а молодое поколение все чаще обвиняют в незрелости. Тут явно прослеживается взаимосвязь.

В книге приводятся также печальные последствия отсутствия игры в жизни человека, и рассказывается как мы можем вернуть игру в нашу жизнь. Физическая активность – хороший способ начать играть. Приводится пример, где регулярные физические упражнения помогли женщинам справиться с депрессией в ходе одного эксперимента. Но физическая активность лишь отправная точка в возобновлении игровой деятельности. Чтобы идти дальше стоит ориентироваться на чувство увлеченности каким-либо процессом в детстве. Это поможет определить какой тип игры нам ближе. Взаимосвязь сценариев детской игры и взрослой жизни иногда просто-таки пугает своей точностью.

Стоит отметить, что для плодотворного влияния игры на нашу жизнь, вовсе не обязательно играть целыми днями, более того, здоровому человеку свойственно желание смены деятельности. «..игра – это катализатор. Положительный эффект от настоящей игры, пусть и в небольших количествах, распространяется на всю жизнь, и мы становимся продуктивнее и счастливее во всех отношениях». Рассматривается и «темная сторона игры».  Травля среди детей, физическое или психологическое насилие, выдаваемые за игру, ею не являются. Игре свойственен добровольный характер со стороны всех участников. Так, более сильные игроки придерживают себя, чтобы игра была гармоничной и доставляла удовольствия всем. Игровая же зависимость от компьютерных игр, сродни наркотической, — способ ухода от психологических проблем. Это, если вкратце.

Еще один интересный раздел книги посвящен роли игры в развитии детей – он, безусловно, будет полезен родителям и воспитателям. Там в частности говорится об играх, которые со стороны взрослых могут показаться жестокими, а так же о значении подвижных игр для детей. В Инстаграм, соц. сетях и интернете в целом, находясь в женском сообществе, я становлюсь случайным наблюдателем жизни молодых мам и их детей. Совершенно очевидно, что сейчас очень популярны различные развивающие и просто развлекательные игры с детьми. У меня иногда возникал вопрос – умеют ли дети, которых все время развлекают, играть сами, и не лишают ли постоянные внешние стимулы ребенка познания себя и мира в сосредоточенной самостоятельной игре. Этими вопросами задаются и авторы книги.

Игра. Стюарт Браун, Кристофер Воган

Игра. Стюарт Браун, Кристофер Воган

Подведем итоги: игра является важной частью нашей жизни, а книга Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье (Стюарт Браун, Кристофер Воган) рассматривает различные ее аспекты, приводит интересные исследования и научные доказательства. Не ждите от книги четких инструкций, а рассматривайте ее как информацию для размышлений и повышения знаний о мире и природе человека. Некоторые из этих знаний вы, возможно, потом захотите применить в своей жизни.Игра. Стюарт Браун, Кристофер Воган

 

*книга предоставлена на рецензию издательством Манн, Иванов и Фербер