Копирование как метод обучения рисованию

Работа Ирины Рудковской, копия картины Колесникова

Моя работа. Копия с картины С. Колесникова

Сейчас существует довольно много студий, которые учат рисовать как детей, так и взрослых, часто с нуля. И сам по себе этот факт должен радовать, особенно учитывая число желающих заниматься творчеством – прекрасно, что люди раскрепощаются, начинают прислушиваться к себе.

Но я заметила, что некоторые студии, и это уже тенденция, обучают, предлагая копировать известное произведение или даже какую-то фотографию. Этого я совершенно не могу понять – чему так можно научиться, и какой в этом смысл?

Копирование известных произведений – действительно, один из методов обучения рисованию, но применяться он должен в комплексе с другими ученическими заданиями.

Копируя, вы можете изучить приемы и методы рисования/живописи художника – за образец берутся известные произведения (качественные фотографии). В программе по рисунку в ВУЗе, где я училась, были задания нарисовать копию рисунков мастеров Возрождения. В таких случаях результат должен быть максимально похож на оригинал, но процесс должен быть осознанным. Нужно понять принцип работы художника, подумать, на что он обращал внимание, какие приемы использовал, почему сделал так, а не иначе, где потом можно будет применить эти знания в собственной работе.

Я сама часто копирую любимые и интересные произведения, но у меня несколько другое отношение к процессу и результату. Я не ставлю себе целью максимальное сходство, наоборот, я пытаюсь привнести что-то свое, как бы кощунственно это не звучала. С самого начала как бы накладываю на свою манеру, подгоняю под себя. Это мой взгляд на произведение, мои чувства и мое восхищение. Часто я выбираю другие материалы, не те, чем была нарисована картина – это делает задачу интересней и привносит в мою манеру что-то новое.

Пользу от копирования я ощутила еще в детстве, именно так я научилась живописи – стала понимать основные принципы, а совершенствоваться тут можно бесконечно. Даже мой учитель в художественной школе тогда сказал, что я обрела некое понимание, хотя он не знал о моих внеклассных занятиях. Я помню, одно время мне действительно плохо давалась живопись – оценка испортилась, а потом я стала понимать, понимать благодаря копированию в свободное время любимых пейзажей. Помню, как мою работу (не копию) учитель поставил в пример – ужасно собой тогда гордилась.

С тех пор польза от копирования для меня доказана и очевидна. Но! Копирование было не единственным, что я делала. Как вы уже поняли, я училась в художественной школе и рисовала там натюрморты с натуры и другие ученические задания.

То есть, копирование – это скорее дополнение к основному образовательному процессу. И я не понимаю, зачем людей, не умеющих рисовать (я про тех, что учатся с нуля) сажать рисовать картины Моне и Дега. Какой в этом смысл? Скорее всего, они будут действовать по принципу: увидел зелененькое пятнышко, постарался смешать максимально похожий цвет, поставил зелененькое пятнышко, стараясь попасть в такое же место на листе. Так только краски можно смешивать научиться, другому не научишься, так как нет представления, что тебе нужно, на что обращать внимание. Так зачем тогда перерисовывать картину? Чтобы получить «видимый результат»?

И еще один вопрос – зачем в этом процессе преподаватель? Копирование – это скорее самостоятельная работа, как размышление, работа мастера – твой учитель. А преподаватель потом может оценить результат.

В общем, весь процесс такого обучения кажется мне странным и малоэффективным, снимающим с преподавателя необходимость чему-либо учить. Зато клиенты впечатлены результатом.

Копия Ирины Рудковской с картины Малявина Вихрь

Моя работа — «копия» с картины Малявина Вихрь (фрагмент)