Книга Сыр* Кристины Ятковской
Хотела вам сегодня о ней рассказать, но уже и не вспомнишь, где твои мысли, а где автора. Кое-что вы можете прочитать здесь, но с тех пор многое изменилось, мысли и слова перекатываются, словно метеориты в жестяной банке, от уха до уха, а в итоге – пудра – бери, наноси на лицо и сияй!
Ну а сыр, он и есть сыр, скатится с теплой оранжевой обложки на пол, завертится и покатится дальше. Кто ж его винит? А тут картинки и стихи даже какие-то, и все так складно и логично, что удивляешься – столько прожил и не замечал. Все кажется наполнено глубочайшим смыслом: и прозрачный осенний воздух, и трава, и стены, — и бессмысленным. Но так по особенному, не как всегда.
Иной раз призадумаешься, может, ты, не ты вовсе, а яркая розовая помада Dior, та, что с таким красивым неявным блеском. И у тебя своя коробочка и, может даже, чехольчик. И тебе так рады. А потом ты оказываешься в ящике стола, среди других помад. И недоумеваешь – зачем столько? – когда есть ты. Не все такие розовые, с деликатным блеском и чехольчиком – это успокаивает. И ты чувствуешь гордость и кремовую текстуру, пока твои мысли не нарушает грохот метеоритов в жестяной банке. Опять? Надоело. Но им можно, из-за них даже подрались.
«Было бы здорово, если бы никто обо мне ничего не знал, и тогда я казался бы хорошим человеком, может и сейчас кажусь, когда повсюду рассматривают, как инсталляцию, но не себе и не тебе, наверно»— мысли, заставляющие задуматься и немного безумия, динозавр, Оскар и деревья.
Деревья. Молодая яблоня тянет свои юные ветки к солнцу. Сидишь в ее тени и хочется спросить у птиц – Что дальше? Но они разлетаются и не слышат тебя, хотя нет ни яблони, ни птиц.
Но главное, чтобы «не стало равномерно мутно и неинтересно.
— Будешь?
Он поморщился. Какая гадость, пей сам.
Я пожал плечами».
Если вы не понимаете, что здесь происходит – не волнуйтесь. Это нормально. Мы все не понимаем. Но делаем вид. А в это время кто-то книжку успел написать – Сыр называется, слышали, наверное?
И на сладкое, тем, кто дочитал, я представляю интервью, которое я взяла у автора книги Сыр Кристины Ятковской. Как следовать своей мечте, не бояться творить и где искать вдохновение? — буду рада, если эта книга и ее автор вдохновят вас на творческие эксперименты. Меня вот уже вдохновили на эту игру слов. Но не будем греметь метеоритами и приступим:
— Расскажите, о чем ваша книга?
Кристина: Это сборник коротких и не очень рассказов — про детей, про взрослых, про предметы, про время, про неуловимое, про важное. Это абсурдные и чувствительные истории того, что могло бы произойти. Про сыр там ничего нет, ну или почти ничего.
— Каково это – держать в руках собственную книгу?
Кристина: Это мечта и жутко-громкое-запредельно-близкое счастье.
— Как у вас возник замысел написать книгу?
Кристина: Я решила стать писателем в возрасте 8 лет, и с тех пор пишу, не могу не писать. То есть, это не было замыслом именно книги как явления, а скорее потребность из себя выплёскивать тексты.
Издаться мне всегда хотелось, лет в 14 я ходила по разным литературным журналам и редакциям, предлагая свою первую повесть, из этого ничего не вышло, конечно. В 17 я вошла в лонг-лист премии «Дебют», но дальше этого тоже дело не пошло. В 2013-м мне пришла светлая мысль издаться самостоятельно, и первой попыткой стала электронная книга. И вот эта, нынешняя, бумажная — она суть напечатанный в типографии тот самый электронный файл. Так что, это самый что ни на есть самиздат, и я не теряю надежду издаться когда-нибудь по всем правилам, пусть даже и за самиздатом будущее, но приятно же примкнуть к некоему подлинному издательству.
— С какими трудностями вы столкнулись во время работы над книгой? Что было самым трудным?
Кристина: Мне всегда трудно найти силы и время, потому что часто желание писать оказывается побеждено желанием спать, ну или силы расходуются на что-то другое. Трудность — зависеть от других, ждать, иметь терпение, когда всё откладывается в очередной раз.
— Внутренний критик, он мешал вам? Как вы заглушали его голос?
Кристина: У меня много лет был внутренний кто-то, кто боялся показывать свои тексты людям, которым не доверяешь. Ну, то есть, практически никому. Это как в «Портрете Дориана Грея», Бэзил Холлуорд боялся показать прекраснейший написанный им портрет, потому что якобы зрители сразу про него всё поймут и увидят его любовь к Дориану. Чушь! В какой-то момент я поняла, что люди настолько по-разному видят один и тот же текст (и визуальный образ тоже, если говорить о картине), и они настолько видят его через себя, а не через тебя, что бояться совершенно нечего — никто про тебя ничего не поймёт. А если и поймут, это всё равно будет про них, а не про тебя.
С точки зрения критики самого текста — он у меня встроенный в пальцы уже изначально. Они скорее промолчат, чем станут писать что-то, что, как мне кажется, для меня не годится.
В то же время я совершенно не понимаю, плох мой текст или хорош, пока кто-то другой со стороны на него не взглянет и не скажет. Оттого так жадно я требую реакций.
— Живопись, рассказы, фотография – сложно ли все это совмещать?
Кристина: Сложно совмещать с работой в офисе с 10 до 7 🙂
А я же ещё рисую комиксы про енота, соавторствую в мультфильмах про него же, и время от времени на басу играю с ребятами. Как я всё это успеваю? Не знаю, иногда я просто ложусь и лежу пластом.
— Что вас вдохновляет?
Кристина: Вся жизнь, любой случайный момент может дать глоток воздуха, что-то услышать или потрогать или почувствовать на себе — цвет, звук, запах, поверхность. Ощущение себя в пейзаже, перемена освещения, декорация, чья-то собака, фраза.
— Какие книги помогли вам и вы можете порекомендовать их читателям?
Кристина: В быту помогает, конечно, разный нон-фикшн. Из последнего — я в восторге от «Руководства астронавта по жизни на Земле». Его уже, наверно, только ленивый не похвалил. (да, я уже ни раз слышала рекомендацию этой книги)
Мне очень помогла книга «Сила воли», с которой я работала в своё время. Именно вот для жизни. Недавняя «Дело не в калориях» открыла мне глаза на многое — для меня тема здоровой еды вообще довольно насущная, так как я диабетик и слежу за всяким таким.
Рекомендовать художественные книги трудно, я всегда и всем хвалю девники Адриана Моула (Сью Таунсенд), их почему-то знает возмутительно мало народу, а ведь это самое смешное чтение на свете.
В последнее время я больше всего читаю разных исследований и мемуаров, то есть, не самих любимых авторов, а про них, или их лекции, или их письма — у меня на столе сейчас стопка из Уайльда, Маяковского, Набоков, Чехова — самые, пожалуй, мои любимцы.
И ещё Пруст, я читаю по одному его тому в год, на подходе третий.
— Что важно для писателя? (Что важно знать писателю?)
Кристина: Важно писать о том, что знаешь.
Попытки прокрасться силой мысли в ту область, которая тебе интересна, но ты совсем никак никоим образом не погружён в неё — похвальны, но тут неизбежны какие-то наивности и досадности, заметные людям сведущим.
Важно научиться принимать критику и ценить её.
Важно продолжать удивляться и смотреть во все глаза, слушать во все уши, хотя бы внутрь себя, не говоря — во вне.
— Какой совет вы можете дать тем, кто тоже мечтает написать свою книгу?
Кристина: Чехов советовал даже не начинать!
Но если вы уже что-то написали, то не хороните в столе. Показывайте свои тексты как можно большему количеству людей. Желательно, беспристрастным — близкие люди могут излишне вас щадить, и вы рискуете начать почивать на лаврах без всяких на то причин. Благо, сейчас есть интернет, и делиться легко.
Читайте, продолжайте писать, совершенствуйтесь, оттачивайте мастерство, пробуйте подражать любимым авторам, находите свой стиль — всё это приходит только с годами постоянной практики.
Спасибо Кристине за интервью, а вам за внимание! Надеюсь, было интересно и полезно.
Книга Сыр* (Кристина Ятковская) в продаже
*книга предоставлена на рецензирование.