Последнее время мне не пишется о косметике. Я много рисую, и словно вся моя энергия уходит на это, да и других забот хватало. Почему-то именно эти два моих любимых занятия – рисование и блогинг – мне плохо удается совмещать.
Сегодня же я хочу рассказать о различных художественных материалах, их особенностях и моих предпочтениях.
Начну со своих любимых красок – акварельных. Кто-то может сказать, что я «неправильно» рисую акварелью – я не наслаиваю множество размытых слоев, а пишу насыщенными мазками (вроде того). Но у меня душа лежит к этому материалу, я люблю акварель за реалистичные, красивые цвета, за легкость текстуры. А когда мне говорят, что я пишу «неправильно» или запрещают ей рисовать, как в институте, я признаться, люблю акварель еще больше.
Гуашь. Это уже более плотная краска, цвета могут перекрывать друг друга. Самый распространенный материал для обучения. Это недорогие краски, не требующие каких-то ухищрений. Из недостатков – не очень натуральные цвета – в насыщенности и реалистичности они не сравняться с акварелью или масляными красками. Часто присутствует «белесость», или некий белый налет, особенно при злоупотреблении белой краской. Часто работы гуашью имеют некоторую условность, декоративность.
Был период, когда я не любила эти краски, возможно просто надоели. Сейчас вполне нормально к ним отношусь, но использую под настроение.
И об акварели, и о гуаши я писала, как о материале для живописи. Дело в том, что эти материалы используются и в графике, иллюстрации, в декоративных целях. Гуашь так же используется для выполнения различных учебных упражнений и в проектной графике.
Упомянем и о темпере, хотя у меня очень скудный опыт работы этими красками. Я пробовала темперу, как альтернативу гуаши – это тоже водорастворимая краска, которой можно перекрывать предыдущие слои. Очень возможно, что я плохо разобралась, но работать темперой мне категорически не понравилось. Если гуашь может выглядеть разбеленной и часто при этом уже сложно добиться насыщенных и темных цветов, то в темпере все наоборот – высветлить что-то очень сложно. Если при высыхании гуашь светлеет, то темпера темнеет. Мне не понравилось, и я не стала продолжать.
Масляные краска – что касается живописи, у этих красок самые большие возможности – цвета очень реалистичные, пигменты насыщенные, можно перекрывать предыдущие слои, хорошая сохранность. Обычно работа маслом смотрится более реалистично и выигрышно по сравнению с другими материалами, особенно если получилось не очень.
При живописи масляными красками кисточку, соответственно, макаешь не в воду, а в ту или иную смесь масла, разбавителя и лака. Первое время может быть непривычно, но это быстро проходит.
Так же масляные краски стоят дороже гуаши или акварели. Они имеют достаточно сильный запах и долго сохнут (от 2х дней), при этом запах сохраняется, пока краска не высохнет. Пишем тут уже не по бумаге, а по грунтованному картону или холсту.
Что касается моего отношения. Я открыла для себя масляные краски еще до института, а это больше 10 лет назад (в том числе почти 5 лет я рисовала ими в институте, и какое-то время не рисовала вообще). И только недавно я поняла, что пока я не знаю, КАК я хочу писать маслом. Дело в том, как мне кажется, что вместе с большими возможностями приходит некая безликость. Ограничения других материалов придают работам определенную специфику, диктуют свои правила. А маслом можно и так, и так, а выходит никак. Это как безграничные возможности, а ты выбираешь маленький серенький путь. Эти мысли сейчас занимают меня. Впереди дорога экспериментов.
Пастель. Я использую мягкую сухую пастель, то есть НЕ масляную. Это достаточно новый материал для меня и один из самых любимых. Признаться, раньше я пренебрежительно относилась к пастели, считала ее недоживописью. Как я была неправа! Смешивать краски пальцами прямо на бумаге – я ловлю от этого кайф, получаю удовольствие от самого процесса. Это живопись в чистом виде! И еще раз — как я была неправа. Жаль, что я была таким снобом и не попробовала пастель раньше.
Из минусов: Грязные руки? Это меня никогда не останавливало. Хрупкость работ. Работы пастелью закрепляют специальным фиксатором, но даже после этого они требуют бережного обращения.
Еще одна особенность – нужна достаточно большая палитра цветов, плюс многое зависит от самих оттенков. Хорошая пастель стоит недешево. Если не использовать пастельные карандаши, то прорисовать мелкие детали не получится (тут есть определенный предел).
И последний из рассматриваемых сегодня материалов – цветные карандаши. Тоже достаточно новый для меня материал и тоже полюбившийся. Цветные карандаши? – спросите вы. – Это же не серьезно! В этом-то вся суть, что несерьезно. Садясь рисовать цветными карандашами, не ждешь от себя шедевра – ну какой шедевр цветными карандашами? Правда же? – поэтому расслабляешься и наслаждаешься процессом. Иногда это очень успокаивает, сидишь себе рисуешь, штрих, штрих, как медитация.
А возможности при этом достаточно велики – от некоторого подобия живописи, до графики, иллюстрации. Большое поле для экспериментов. Это так захватывающе – пробовать что-то новое.
Таков мой опыт и мои впечатления от работы с различными материалами. Незатронутыми остались графические материалы, но это уже отдельная история. Настанет и ее черед.
Если у вас есть вопросы – буду рада ответить на них в комментариях. Может о чем-то интересно узнать подробнее? Поделитесь своим опытом и мнением.