Мона Лиза, древнерусская икона, кувшинки и композиция №2. Почему это красиво?

Русская икона. Смоленская икона Божией Матери. Дионисий

Русская икона. Смоленская икона Божией Матери. Дионисий

Недавно брат спросил меня, что такого в древнерусских иконах (не в религиозном, а в эстетическом смысле), они де похожи на неумелые рисунки, не реалистичны, не Мадонна Рафаэле, например.

Я говорила о красоте, о каноничности, о глубокой символике этих изображений. Они сообщают нам вИдение Бога, духовности (что изобразили бы вы, будь вам нужно изобразить Бога, а духовность? В той или иной степени вы бы задумались о бестелесности и символичности). Эти изображения создавались не просто так и не каждый имел право это делать. Я даже не беру в расчет их энергетику и значение для верующих.

Объяснять у меня получалось плохо, но позднее я задумалась об этом: почему я считаю их красивыми и не сравниваю с Мадонной Рафаэля, а брат нет? Размышлениями на эту тему я сегодня и хочу с вами поделиться.

Рафаэль Санти, Сикстинская Мадонна

Рафаэль Санти, Сикстинская Мадонна

Каждый человек имеет свой взгляд на мир, свою систему координат. В той или иной степени эта система эстетического восприятия отражает общие тенденции времени, общества.

Например, мне ближе всего чувственное восприятие живописи, как и многим современным людям, я думаю. Мне больше всего нравится живопись, которая находит во мне эмоциональный отклик. То есть, это живопись начиная, приблизительно, с предвестников импрессионизма, когда она стала отходить от академизма. Я могу смотреть на Мадонну Рафаэля или Мону Лизу и понимать, что они красивы, но меня это не трогает.

К. Моне, Кувшинки

К. Моне, Кувшинки

Но с классической живописью, обычно, люди понимают, почему это красиво, а вот с менее реалистичными изображениями возникают трудности. В чем же дело?

В. Кандинский Композиция 2

В. Кандинский Композиция 2

Изучая историю искусства, ты приобретаешь способность переключаться в разные системы координат. Ты смотришь на Мадонну Рафаэля, древнерусскую икону, Кувшинки Моне и Композицию №2 Кандинского разными глазами. Общечеловеческая культура с течением веков признала некоторые вещи красивыми, достояниями этой самой культуры, не просто так. Нам остается понять – почему. Как, когда мы не знаем язык, речь на нем покажется нам бессвязной белибердой, но изучив его, мы сможем понимать смысл произносимого, и, может быть, даже почувствуем красоту этого языка. Так и тут. По крайней мере, я себе это как-то так представляю.