Ни дня без кисти

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

Сегодня давайте поговорим о любопытной книге — Ни дня без кисти* (Кэрол Марин). Я не буду писать, какая это красивая книга, и как она мне нравится – это уже невыносимо читать (а если пропустили  — читайте тут). Перейдем к содержанию.

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

Основная мысль книги предельно проста и понятна  — рисовать как можно чаще, желательно каждый день. Автор говорит о преимуществах данного метода, но тут мы и сами понимаем, что рисовать каждый день лучше, чем рисовать редко. Важнее, что автор делится советами – что помогает ей рисовать часто. Например, она использует маленький формат.

Тут не все однозначно с маленьким форматом. Скорее это дело привычки. Я не очень люблю маленькие форматы и свободнее себя чувствую на больших. Я бы посоветовала – попробовать разные, и найти свое. Самому методу ежедневного рисования в книге Ни дня без кисти посвящается лишь малая часть. Дальше идут уроки живописи и различные советы, касательно работы, материалов, постановки. В конце книги также есть главы о фотографировании работ и их продаже.

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

Автор пишет масляными красками, и советы она дает о масляной живописи. Но все же многие из них применимы и в работе с другими материалами. Например, главы про цвет и композиционные принципы вполне универсальны.

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

Я уже писала, что считаю излишним упоминание конкретных цветов, — что с чем нужно смешивать — которыми работает автор. Зачем? Если знать в точности, что с чем и в каких пропорциях нужно смешать, не останется места для поиска и, собственно, для творчества. Художник вовсе не тот, кто выучил все комбинации цветов. Не люблю я, когда живопись превращают в науку. Важен не выверенный результат, а сам процесс поиска, написания картины. Да, без знания основ не обойтись, но давайте не будем впадать в крайности.

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

И второй момент из книги, с которым я категорически не согласна – это чрезмерное подражание реальности и зависимость от нее. Автор предлагает нам ставить натюрморт, хорошенько все продумав – чтобы хорошо смотрелось. А потом перерисовывать все на холст (или бумагу) в четком соответствии с действительностью. Для этого предлагается использовать специальное окошко и, конечно, замереть в одном ракурсе, пока не перенесешь композицию, четко замеряя все расстояния, на холст. Звучит дико. Я рекомендую так не делать. Вместо свободы это даст жесткую привязку к реальности и парализацию при невозможности изменить постановку (или кучу ошибок). Вы должны видеть постановку в целом, создавать гармоничную композицию на холсте, корректируя возможные недостатки натуры. Можно сделать эскиз или несколько, в зависимости от сложности задачи. Вы можете выбрать удачный ракурс, но измерять расстояние между предметами – это перебор. Достаточно их пропорционального соотношения и понимания принципов построения пространства и композиции на листе (холсте). Вы можете и должны несколько изменить положение предметов, если они не складываются в гармоничную композицию. Например, когда край одного предмета касается края другого предмета, создавая неприятное ощущение. Нет необходимости двигать предметы в натюрморте, вы можете слегка сдвинуть их на холсте.

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

Описанный автором метод копирования реальности не жизнеспособен еще и потому, что у вас далеко не всегда будет возможность передвигать и компоновать то, что рисуешь. Например, когда я сдавала экзамен по живописи в институт, там были постановки специально «рассыпающиеся» — их композиция специально была крайне негармонична. Рисующий же на месте должен был «собрать» их в гармоничную композицию (у себя на листе, разумеется), либо допустить кучу ошибок, копируя реальность.

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

Но и помимо этого в книге есть, что почерпнуть, просто имейте в виду. Среди достоинств книги то, что она написана в приятной, дружелюбной манере. В ней  вы найдете наглядные уроки – например, по работе с цветом, тоном. Книга проиллюстрирована как работами автора (которых большинство), так и картинами других художников.

Ни дня без кисти. Кэрол Марин

Книга хороша для новичков (учитывая мое замечание по принципу рисования натуры), а также может служить вдохновением для тех, кто новичками не являются. Для них могут быть полезны советы по съемке и продаже картин, об общих принципах работы, о пленэрном и студийном оборудовании. Также на книгу могут обратить внимание те, кто хочет перейти с прозрачной акварели на кроющие краски.

Как вам книга? Читали? Планируете?

По какому принципу рисуете: копируете реальность или сами создаете композицию на листе?

 

* книга предоставлена на рецензирование.