Объяснение живописи

Ирина Рудковская

Моя работа акварелью

Читаю сейчас книгу о живописи — Ни дня без кисти (Кэрол Марин) – еще покажу и расскажу о ней в новинках. Привела она меня к теме, на которую я периодически размышляю. А именно – объяснение процесса живописи. Очень мне интересна эта тема. Как научить живописи?

Вот с рисунком все понятней, есть какие-то правила, система обучения тоже есть. С живописью все сложнее, я говорю, прежде всего, о том, что отличает ее от рисунка – о цвете.

Понятно, что нужно научить как краску до однородности смешать, и что желтый, красный, синий основные цвета, и синий + желтый = зеленый. Но ведь это такие основы-основы, элементарные, мне кажется, это многие знают, не имея отношения к живописи, да и объяснить можно за минуту. А дальше?

Как бы стала учить я? Посадила бы рисовать. Видеть, экспериментировать. Дальше бы подсказывала, направляла, объясняла по ходу дела. Но учиться живописи, я считаю, нужно на практике.

Часто в книгах и на сайтах я вижу цветовые круги и цветовые схемы, нам говорят, какую конкретно краску нужно смешать с какой, чтобы получить такой-то цвет, советуют сделать выкраски смешения цветов. И как это может научить живописи? Вот мне искренне интересно – это помогает понять, как писать? Да, информация о теории цвета лишней не будет, хотя некоторых может отвадить, так как процесс живописи лишится для них легкости и покажется слишком сложным и скучным. Вот мне кажется, живописи это не научит. Вы ведь, читая, не думаете, где каждая буква в алфавите находится.

Но как же любят рисовать цветовые круги и делать выкраски. Ну да, смотрится красиво, я сама часто на такое залипаю. С другой стороны, надо же что-то про цвет сказать, «иди — рисуй» — в книге не напишешь.

Все же, на мой взгляд, слишком много дается информации о том, какую краску с какой нужно смешать, слишком много теории и все не о том.

Как же объяснить живопись? Что вам помогало, что открывало глаза?

По-моему, о цвете и смешении цветов стоит сказать лишь самое необходимое, но скорее всего это и так известно. О тоне, о насыщенности, о взаимодействии цветов, о теплоте, холодности говорить стоит, только лучше без вычерчивания цветовых кругов и пентаграмм, подкрепляя все это практикой. Также полезно знать особенности материала и работы с ним. Еще, мне кажется, хорошо бы обсудить стили живописи, например степень реалистичности-условности, глубины пространства, используемые приемы и цветовые палитры. Ведь есть фотореализм, а есть импрессионизм и множество других стилей, правила для которых могут быть противоположными. Эта информация не для самого начала обучения, но эта тема вообще мало где обсуждается, когда речь заходит об обучении живописи.

Так как же учиться и учить живописи?