Иероним Босх – художник Северного Возрождения. Его картинам свойственны причудливые, символичные образы, взятые словно из видений. Его произведения насыщенны деталями, которые имеют различную трактовку, связанную, например, с христианством, алхимией.
Это запоминающийся и интересный художник, но, сомневаюсь, что известный широким массам. Я так и вижу как организаторы просматривают материалы по истории искусства пытаясь извлечь что-то достаточно зрелищное, чтобы заинтересовать людей. Заинтересовать людей, как детей, яркой погремушкой. Наверное, из-за этого ощущения у меня сложилось двоякое впечатление от посещения мультимедийной выставки в Artplay.
С одной стороны, я не имею ничего против современного взгляда на искусство. Преемственность, новые технологии – тут все понятно. Да и что-то в этом есть, какая-то мрачная медитативность, сидеть в черном зале, пока замысловатые образы сменяют друг друга под церковного пения (?).
Но с другой стороны.. Мне не нравится, что вторгаются в замысел художника, нарушают тонкие связи, вырывают образы из контекста – да это еще ладно бы. Но сделано это очень грубо, ассоциативный ряд очень примитивен и поверхностен. Ну да теперь человечек еще и ручкой махает, а картины весят в замке с горящими факелами – это попытка добавить интереса тому, что и так интересно? Да, местами получилось удачно, но где-то в глаза бросается эта примитивность ассоциаций и нарочитое дрыганье. А это создает впечатление, что лепилось все наобум, где-то сложилось гладко, где-то нет.
Небрежность чувствуется и в сопроводительной информации. Где-то говорится о популяризации средневекового искусства, но это же Возрождение, а не Средневековье. А в следующем абзаце говорится о объяснении различий между Северным и Итальянским Возрождением. И как это понимать?
Босх. Ожившие видения это третья мультимедийная выставка на которой я была. О первой об импрессионистах я писала тут. Выставку Великие модернисты я освещала в Инстаграм (@irenart), не писала о ней подробно. Но именно она понравилась мне больше всего. Выставка Великие модернисты наиболее интересно сделана, приемы, которые используются там, смотрятся наиболее органично. И само искусство более эмоционально, современно, упрощенно и стилизовано, поэтому лучше смотрится в подобных интерпретациях. Искусство же Босх при всей оригинальности, не обладает такой живостью, эмоциональностью. Оно скорее вдумчиво философское, оно требует рассматривания, погружения в образы, выстраивание интерпретаций, обдумывания, а не яркой эмоциональной реакции, как изломанные образы Модильяни или потусторонние, болезненные образы Мунка.
Ходили ли вы на мультимедийную выставку Босх. Ожившие видения? Знакомы ли вы с творчеством Босха? Что думаете о такой интерпретации искусства?