Когда ж уже шедевр

История на миллион долларов Роберт Макки, Право писать Джулия Кэмерон

История на миллион долларов Роберт Макки, Право писать Джулия Кэмерон

Читаю сейчас несколько книг, посвященных развитию писательского навыка. Одна из них – Право писать Джулии Кэмерон – автора понравившейся мне книги Путь Художника. Путь Художника, не смотря на название, рассказывает о творчестве вообще, а не именно о художниках. «Художник» тут следует понимать как «человек занимающийся творчеством», любым. В Право писать речь идет о писателях и писательской деятельности. Но вот что удивительно – я читаю  в этой книге про рисование. Мне в этой книги было интересно узнать именно о писательстве, но я читаю, а мой мозг сам перекладывает все на рисование. Наверное, я не ошибаюсь, когда считаю эту область наиболее важной для себя.

И раз уж я в голове переиначиваю книгу, да к тому же идеи Джулии Кэмерон мне очень близки (как и стиль повествования), я решила делиться с вами своими мыслями по ходу чтения книги.

Очень важной темой в творческом процессе, которая разбирается в книге и с которой я, как и многие из вас, сталкивалась – это ожидание шедевра. Это очень опасные и пагубные мысли, которые не дают нам наслаждаться процессом, а часто, даже начать.

Как часто мы думаем, что если не сможем создать что-то выдающееся, то и начинать не стоит. Или, может, подождать пока мы наберемся навыков, и набираться годами, в надежде когда-нибудь приступить к тому, что нам действительно хочется.

А что если у нас уже есть какие-то навыки? О, да тут просто раздолье для завышенных ожиданий. Я рисую с детства, за плечами кружки, студии, художественная школа и высшее художественное образование – разве я могу сесть и почеркать что-то, нет – я должна долго вынашивать грандиозные замыслы, а потом создать шедевр достойный Третьяковской галереи. Завышенные ожидания и груз (иногда это именно так) имеющегося опыта возлагают на творческий процесс огромную ответственность, что страшно даже начать. Ты закончила …, ты столько лет…, ты смеешь считать себя художником, а нарисовала это (а тут очень многое будет недостойным) – ликует наш внутренний цензор. Такие мысли разрушительны, они очень портят жизнь. Их надо осознать и научиться пресекать. Потому что они не дают нам наслаждаться процессом, не дают экспериментировать и делать ошибки, на которых мы будем учиться, они лишают живости и легкости наши работы.

Не стоит воспринимать творчество как путь к шедевру, к конечному результату, лучше считать его игрой и получать удовольствие от процесса, что бы в результате не вышло. Нужно дать себе право на ошибку, разрешить сделать плохо – это освобождает. В книге предлагается упражнение, мне кажется, я встречала его и раньше – займитесь творчеством, намереваясь сделать все плохо – нарисуйте самую ужасную картину, напишите самую банальную историю, сыграйте так, что у самих уши завянут и т.д.

Завышенные ожидания и ответственность, возложенная на творчество,  —  одно из самых больших препятствий на творческом пути. И даже осознавая все это, я до конца не избавилась от этих мыслей. Иногда мне кажется, что начать что-то новое намного легче. Я уже упоминала, что хотела бы учиться музыке, так вот, мне это кажется легче сделать, чем развивать навыки рисования и воплощать что-то в этой области. Дело в том, что в музыке я ничего не понимаю, и ни на что не претендую, и у меня будет та упоительная свобода новичка, роскошь которой я не могу себе позволить рисуя.

Знакомы ли вам эти чувства? Как вы преодолеваете завышенные ожидания? Что для вас важно процесс или результат? Что думаете, когда выходит плохо?




  • Слова будто из моей головы)

  • Наталия

    Истинный мастер всегда будет добиваться все большего совершенства своего мастерства. Это как поиск истины. Но благодаря поиску и стремлению к совершенству, каждый раз находишь что- то новое, интересное.

    • Можно добиваться, а можно наслаждаться процессом. Делать не
      ради результата, а ради самого действия. Когда и то, и то – и удовольствие от
      процесса, и результат – идеально))