Читаю сейчас несколько книг, посвященных развитию писательского навыка. Одна из них – Право писать Джулии Кэмерон – автора понравившейся мне книги Путь Художника. Путь Художника, не смотря на название, рассказывает о творчестве вообще, а не именно о художниках. «Художник» тут следует понимать как «человек занимающийся творчеством», любым. В Право писать речь идет о писателях и писательской деятельности. Но вот что удивительно – я читаю в этой книге про рисование. Мне в этой книги было интересно узнать именно о писательстве, но я читаю, а мой мозг сам перекладывает все на рисование. Наверное, я не ошибаюсь, когда считаю эту область наиболее важной для себя.
И раз уж я в голове переиначиваю книгу, да к тому же идеи Джулии Кэмерон мне очень близки (как и стиль повествования), я решила делиться с вами своими мыслями по ходу чтения книги.
Очень важной темой в творческом процессе, которая разбирается в книге и с которой я, как и многие из вас, сталкивалась – это ожидание шедевра. Это очень опасные и пагубные мысли, которые не дают нам наслаждаться процессом, а часто, даже начать.
Как часто мы думаем, что если не сможем создать что-то выдающееся, то и начинать не стоит. Или, может, подождать пока мы наберемся навыков, и набираться годами, в надежде когда-нибудь приступить к тому, что нам действительно хочется.
А что если у нас уже есть какие-то навыки? О, да тут просто раздолье для завышенных ожиданий. Я рисую с детства, за плечами кружки, студии, художественная школа и высшее художественное образование – разве я могу сесть и почеркать что-то, нет – я должна долго вынашивать грандиозные замыслы, а потом создать шедевр достойный Третьяковской галереи. Завышенные ожидания и груз (иногда это именно так) имеющегося опыта возлагают на творческий процесс огромную ответственность, что страшно даже начать. Ты закончила …, ты столько лет…, ты смеешь считать себя художником, а нарисовала это (а тут очень многое будет недостойным) – ликует наш внутренний цензор. Такие мысли разрушительны, они очень портят жизнь. Их надо осознать и научиться пресекать. Потому что они не дают нам наслаждаться процессом, не дают экспериментировать и делать ошибки, на которых мы будем учиться, они лишают живости и легкости наши работы.
Не стоит воспринимать творчество как путь к шедевру, к конечному результату, лучше считать его игрой и получать удовольствие от процесса, что бы в результате не вышло. Нужно дать себе право на ошибку, разрешить сделать плохо – это освобождает. В книге предлагается упражнение, мне кажется, я встречала его и раньше – займитесь творчеством, намереваясь сделать все плохо – нарисуйте самую ужасную картину, напишите самую банальную историю, сыграйте так, что у самих уши завянут и т.д.
Завышенные ожидания и ответственность, возложенная на творчество, — одно из самых больших препятствий на творческом пути. И даже осознавая все это, я до конца не избавилась от этих мыслей. Иногда мне кажется, что начать что-то новое намного легче. Я уже упоминала, что хотела бы учиться музыке, так вот, мне это кажется легче сделать, чем развивать навыки рисования и воплощать что-то в этой области. Дело в том, что в музыке я ничего не понимаю, и ни на что не претендую, и у меня будет та упоительная свобода новичка, роскошь которой я не могу себе позволить рисуя.
Знакомы ли вам эти чувства? Как вы преодолеваете завышенные ожидания? Что для вас важно процесс или результат? Что думаете, когда выходит плохо?